Дорожная отрасль всегда решали сложнейшие задачи. Это, в свою очередь, влекло за собой необходимое совершенствование нормативной базы, технологических процессов, обеспечение качества дорог, сохранение сети дорог, а также контролирование автомобильного трафика.
На данный момент, у дорожников несколько серьезных задач.
Во-первых, к концу 2018 года все федеральные дороги должны соответствовать нормативным требованиям. Во-вторых — созданный национальный проект «Безопасные качественные дороги» направлен на обеспечение нормативного состояния 50% улично-дорожной сети в 36 крупнейших городах РФ – это должно быть проведено через 2 года, а к концу 2025 года эта цифра должна вырасти до 85%.
Также в ближайшей перспективе у дорожников стоит задача перехода отрасли к новым межремонтным срокам службы дорожных покрытий – они должны увеличиться до 12 лет, а срок капитального ремонта возрастет до 24 лет. Сейчас срок службы дорог – 6 лет.
Решение этих задач требует совершенствования нормативной базы, технологических процессов, обеспечения качества работ, сохранности сети дорог и контроля трафика тяжеловесного транспорта по автодорогам.
По статистике, применение инноваций на дорогах страны увеличилось на 63% за последние 5 лет. Кроме того, было проведено существенное обновление нормативной базы. Для сравнения: в 2005 году было подготовлено 3 новых отраслевых стандарта, в 2016 – 245.
Вступили в силу требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и был выпущен 171 новый ГОСТ. Масштаб таких изменений беспрецедентен – впервые разработано более 40% межгосударственных стандартов, а остальные обновлены в соответствии с передовыми требованиями.
Переработка действующих и разработка новых стандартов и отраслевых документов – это наиболее актуальные задачи, которые необходимо решить в короткие сроки. Их решение позволит гармонизировать всю нормативную базу. Также будет проведена корректировка ценовых нормативов на дорожные материалы и технологии, которые будут применяться дорожниками в связи со вступлением в силу новых стандартов.
Планы весьма амбициозные – к концу этого года привести к нормативному состоянию около 77,5% всей протяженности федеральной дорожной сети страны. Это будет исторический рекорд для России. Для осуществления этих планов необходимо отремонтировать 8,5 тысяч километров федеральных трасс и провести капитальный ремонт с заменой и укреплением основания трасс на 1,5 тысячах километров.
Важнейшим шагом для обеспечения увеличения срока службы нового и отремонтированного дорожного покрытия будет использование технологий стабилизации грунтов, а также геосинтетических материалов.
Ещё одним важным пунктом в планах Минтранса является комплексная автоматизированная диагностика федеральной дорожной сети. Эта диагностика будет проводиться спецавтомобилями, которые будут строить детальные 2D и 3D модели дорожного полотна в автоматическом режиме на скорости до 100 км/ч. Этот метод позволит за несколько секунд выполнить расчет динамических модулей упругости слоев дорожной одежды и определить остаточный срок службы.
Для оперативного и максимально точного анализа коэффициента сцепления автомобилей с дорогой, оценки степени износа и выявления участков потенциального образования трещин и деформаций будут созданы специальные «Дорожные лаборатории». Такая диагностика позволит повысить эффективность расхода бюджета и достигнуть экономии денежных средств. Полученные данные позволят дорожникам проводить эффективные превентивные мероприятия по повышению сохранности и качества дорожных покрытий. Таким образом, увеличатся межремонтные сроки при эксплуатации дорог.