Чуть меньше, чем через месяц, вступит в силу новый ГОСТ. Он затронет важный вопрос для сферы дорожного строительства – понятие неблагоприятных погодных условий при проведении дорожных работ. Номер нового документа — ГОСТ Р 58831-2020. Он уже утвержден Росстандартом и начнет действовать с 1 мая 2020 года.
Вопрос, затронутый в новом ГОСТ, уже давно не давал покоя как организациям, занимающимся ремонтом дорог, так и населению. Россия – огромная страна, на территории которой сложные климатические условия. Помимо этого, ранее не было единых нормативов, затрагивающих именно вопрос о климатических условиях. Подрядные организации не всегда успевали завершить работы до наступления осенне-зимнего периода, что нередко приводило к необходимости выполнения договорных работ в неблагоприятных погодных условиях.
Разработчики нового ГОСТа отмечают, что устройство дорожного покрытия в неблагоприятных погодных условиях приводит появлению ряда рисков. Также это дополнительные затраты на осуществление работ подготовительного этапа. Именно поэтому, специалисты отмечают, что проведение подобного рода работ возможно только при острой необходимости. К примеру, с целью предотвращения преждевременных разрушений слоев дорожного пирога.
ГОСТ Р 58831-2020 содержит в себе рекомендации по применению современных технологий в сфере дорожного строительства, которые ранее были разрознены по ряду других документов. В него вошли рекомендации по применению ПАВ (поверхностно-активных веществ), вспененного битумного вяжущего вещества, специальных добавок. Также в документе регламентируется использование машин и механизмов, которые позволяют добиваться наиболее качественного асфальтобетонного покрытия.
Особое внимание в документе уделено стандартизации понятия «неблагоприятные погодные условия для устройства асфальтобетонных слоев». Согласно ГОСТ, к таким условиям относится температура воздуха в весенне-летний период от +5 до -10 градусов, а в осенне-зимний период от +10 до -10 градусов. Данные погодные условия могут сопровождаться осадками (моросящий дождь, слабый снег). Согласно документу при выпадении обильных осадков (дождь или снег) работы по устройству дорожного покрытия из асфальтобетона не допускаются.
Планирование работ по укладке таких покрытий по новому стандарту должно осуществляться с учетом прогноза погоды. Во внимание должны браться как краткосрочные, так и долгосрочные данные.
ГОСТ допускает проведение работ по укладке покрытий из асфальтобетона в плохих погодных условиях только при наличии ранее устроенного нижележащего слоя дорожного пирога из цементобетона или асфальтобетона. Не допускается замена асфальтобетона на слови из других материалов.
Особое место отведено вопросу качество оказываемых услуг и соблюдению технологий укладки покрытий. В ГОСТ указан ряд требований, которые не допускают снижение качества смесей асфальтобетона, а также свойств и конструктивных слоев из этого материала. Без о остались периоды ремонта и капитального ремонта покрытий, которые составляют 12 лет и 24 года соответственно.
Для устройств слоев дорожного пирога используют геосинтетические материалы. В частности, на многих объектах, как в России, так и в СНГ, получил признание геотекстиль марки «Геофлакс». Материал производится в России и соответствует общепринятым стандартам качества.